Первый прыжок с парашютом

Первый прыжок выполняется с десантным парашютом Д-6 и запасным З-5 с высоты 1000 метров и задержкой раскрытия 3 секунды. Купол основного парашюта имеет круглую форму с двумя разрезами (спереди и сзади). Сразу после отделения от самолета над парашютистом раскрывается маленький стабилизирующий парашют, на котором парашютист снижается до того, как выдернет кольцо. Для разворота вправо-влево используются красные стропы управления, для перемещения парашюта вперед-назад и в стороны используются свободные концы подвесной системы. И основной, и запасной парашюты оборудованы страхующими приборами, которые откроют парашют, если парашютист по какой-либо причине не сделал это сам. Прибор на основном парашюте установлен на время 3 секунды, а на запасном на высоту 500 метров.
Прежде, чем запланироваться на прыжок, начинающий парашютист должен прослушать теоретическое занятие и пройти практическую подготовку в подвесной системе, отработать отделение от самолета и приземление, а так же научиться собирать парашют после прыжка. Если вы не отрабатывали какой-либо из этих элементов, настаивайте, чтобы с вами кто-нибудь позанимался.
По приезду на аэродром все парашютисты сдают зачет в подвесной системе. Те, кто прыгает первый раз и не проходил подготовку имеют возможность пройти подготовку прямо на аэродроме. Затем все проходят медосмотр (пульс и, иногда, давление), заполняют необходимые документы (с собой обязательно иметь паспорт), после чего ждут, пока их позовут «одеваться». К самолетам без разрешения не подходить, в зону, где укладывают парашюты и готовятся к прыжку без приглашения тоже не заходить, на аэродроме не сорить. Курить поблизости от самолетов и парашютов ЗАПРЕЩЕНО!
Так как самолет Ан-2 небольшой, а желающих прыгнуть много, всех парашютистов разбивают по взлетам. В каждом взлете тоже прыгают не все сразу, а по несколько человек за заход. Перед взлетом объявляют список, и услышав свою фамилию, вы должны пройти «одеваться», то есть надеть парашют. Спортсмены помогут вам подогнать и надеть парашют. Затем будут две линии осмотра, где вас осмотрят два опытных инструктора, что исключает любые ошибки в подготовке парашютной системы. После этого вас построят в том порядке, в котором вы будете отделяться от самолета.
В самолете рассаживаться в том порядке и на те места, куда вас посадит выпускающий инструктор. Сидеть нужно, развернувшись на 45о к хвосту самолета, после команды «руку – на кольцо!» вдеть правую руку в резиновую петлю на кольце и взяться за кольцо, левой рукой обхватить запястье правой. После того, как самолет наберет высоту и выйдет на курс, прозвучат два коротких сигнала сирены – «Приготовиться!». Если это очередь вашего захода, встаете, первый в заходе становится на обрез двери, остальные за ним. Руки на кольце, за тросы не хватаемся, если в самолете болтает, вас поддержат спортсмены. Позиция отделения: левая нога на обрезе, правая рука на кольце, левая на запястье правой, стоим пригнувшись, смотрим в горизонт. Не держаться рукой за обрез двери, вас держит инструктор. Один длинный сигнал сирены – «Пошел!». Дождались команды инструктора, хлопка по плечу, отделяемся «солдатиком» в плотной группировке. Запрещается нырять «рыбкой», если нога зацепит раскрывающуюся стабилизацию, то парашют может не открыться. Один выпрыгнул, следующий встает на его место, интервал отделения 2-3 секунды, но без команды инструктора не прыгать.
Отделяемся, отсчитываем три секунды: «521, 522, 523» – рвем кольцо. Кольцо выдергиваем двумя руками со всей силы на полную вытянутую руку. Чтобы отрыться, парашюту нужно две секунды. Почувствовали встряхивание – поднимаем голову и внимательно осматриваем парашют: он должен быть круглым, правильной формы, без порывов, все стропы целы. Убедились, что купол в порядке – опускаем голову и расчековываем запаску. Для этого плавно тянем за шнурок и убеждаемся, что блестящая гаечка отошла в сторону. Прибор все равно сработает на высоте 500 метров, но запаску он уже не откроет. Кольцом ее можно открыть в любой момент. Расчековав запаску, крикните своим товарищам «Расчекуй!», чтобы они тоже не забыли это сделать.
После того, как расчековали запаску, необходимо осмотреться по сторонам, найти всех, кто прыгал с вами в одном заходе и убедиться, что они находятся на безопасном расстоянии от вас (не менее 50 метров). Если вам кажется, что кто-то висит слишком близко, нужно разойтись. Чтобы уйти вправо, натягиваете правые свободные концы, парашют перекашивается и медленно идет вправо. Чтобы уйти влево, натягиваете левые свободные концы, вперед – передние, назад – задние. Чем выше вы возьметесь и ниже натянете, тем эффективнее будет маневр.
После этого можно спокойно спускаться, наслаждаясь полетом, до тех пор, пока не заработает прибор на запасном парашюте. Когда он затрещит, нужно немедленно обхватить запаску руками, ноги убрать под себя, ждем – откроется запаска или нет. Если прибор щелкнет и ничего не произойдет, продолжаем спокойно снижаться. Сработал прибор на запаске – это для вас сигнал, что половину пути вы пролетели, теперь нужно снова осмотреться вокруг, найти всех, кто с вами прыгал и убедиться, что они по-прежнему на безопасном расстоянии от вас. Здесь уже можно определить, куда вас несет ветер и развернуться, чтобы ветер дул в спину (а земля, соответственно, набегала спереди). Чтобы развернуть парашют, используем красные стропы управления. Натянув правую петлю, повернем вправо, натянув левую – влево. Натягивать стропы управления надо до самого низа, иначе разворот будет слишком медленным. Развернувшись по ветру, постарайтесь примерно определить, куда вас несет. Если вам кажется, что, возможно, вас несет на препятствия (лес, дорога, ЛЭП, взлетно-посадочная полоса, стартовый городок), необходимо уйти от препятствия путем натяжения свободных концов.
На высоте 100 метров вы должны уже стоять по ветру, ниже ста метров развороты и перемещения запрещены, готовимся к приземлению. Руки вверху на свободных концах, ноги плотно сжаты вместе, немного согнуты в коленях и вынесены вперед, ступни параллельно земле. Не расслабляемся и не разводим ноги до тех пор, пока не упадем. Не нужно стремиться устоять на ногах – вы рискуете травмироваться. После приземления долго не лежим, а сразу встаем и начинаем собирать парашют. За всеми вами наблюдают в специальный бинокль с момента отделения до приземления и, если человек не встает, мы предполагаем, что он получил травму и высылаем помощь.
При приземлении на взлетно-посадочную полосу, не теряя времени, не снимая с себя подвесной системы, берем парашют за вершину и утаскиваем в сторону от взлетки.
При сильном ветре возможно протаскивание (когда парашют после приземления ложится набок и, как парус, тащит вас по земле). Самый простой способ избежать протаскивания, это вскочить после приземления (у вас есть 1-2 секунды) и забежать вокруг купола – стропы провиснут и парашют погаснет. Если встать не получается и вас тащит по земле, перевернитесь на левый бок, дотянитесь до одной нижней стропы и тяните на себя, пока не вытяните ее полностью. Парашют вывернется и погаснет. Если вы погасили купол и видите, что тащит вашего товарища, подбегите и помогите ему погасить парашют.
После приземления, ВНИМАНИЕ – снимите кольцо с руки и пристегните на грудной карабин. После этого снимаете с себя подвесную систему и собираете парашют. Стропы заплетаем косичкой, убираем в сумку купол, сверху кладем ранец. Запаску несем в руке за специальную ручку. Если при возвращении на старт вам нужно пересечь взлетную полосу, подошли к краю взлетки, нашли взглядом самолет – если он летает высоко в небе или стоит на земле – быстрым шагом пересекаем взлетку. Если же самолет взлетает, садится, выруливает – поставили сумку на землю, стоим, ждем, пока самолет не закончит свои дела, всем своим видом показываем, что перебегать ему дорогу не собираемся. Осторожно, при приземлении самолет не слышно. Если вам нужно обойти стоящий самолет – самолет обходится только со стороны хвоста. Нужно сделать большой крюк – делайте крюк.
Придя на старт, сдаете четыре вещи: основной парашют, запасной парашют, шлем и кольцо основного парашюта, которое вы пристегнули за карабин. Пока не сдали парашют, от него не отходим, после того, как вам поставили четыре крестика, уходим со старта за ограждение.

ЗАБЫЛИ РАСЧЕКОВАТЬ ЗАПАСНОЙ ПАРАШЮТ

Одна из самых распространенных ошибок – человек забывает расчековать запаску.
1. На высоте 500 метров вы услышали работу прибора на запасном парашюте, обхватили его руками, прибор щелкнул, запаска открылась и вы держите купол запаски руками. Зажимаете купол запаски между ног и так снижаетесь. В этой ситуации важно не забыть про него и не разжать ноги. Запаска может выпасть, стропы пройдут между ног и парашют наполнится сзади. Приземляться придется на четыре конечности, что грозит серьезными травмами.
2. На высоте 500 метров прибор щелкнул, вы не успели обхватить ранец руками, запаска открылась, купол вывалился и болтается внизу, не наполняется. Ноги держим вместе, собираем парашют на колени и зажимаем между ног.
3. Прибор щелкнул, запаска вывалилась и сама наполнилась. Это нормально. Спускаетесь на двух куполах. Если купол нормально наполнился, запрещается гасить и вообще трогать его. В случае если купол запаски полез внутрь основного, не дожидаясь, пока он туда залезет, хватаем за одну стропу запаски и собираем на колени, ноги держим вместе, собираем купол в комок и зажимаем между ног. При спуске на двух куполах будьте особо внимательны. Парашютом уже не управляем (не разворачиваемся и не уходим от препятствий – не получится), скорость снижения, как ни странно увеличивается, то есть приземление будет жестче, к тому же положение тела будет не вертикальным, а наклоненным назад.
Всех этих неприятностей можно избежать, если не забыть расчековать запасной парашют.

СХОЖДЕНИЕ ПАРАШЮТИСТОВ

Единственное препятствие в воздухе – это другие парашютисты. Любое схождение можно предотвратить, удерживая всех парашютистов в поле зрения и управляя своим парашютом при помощи свободных концов. Если разойтись не удалось, происходит схождение. Кто-то висит выше, кто-то ниже и верхний парашютист влетает в стропы нижнему. В этой ситуации важно не пройти между строп. Для этого верхний парашютист растопыривает руки и ноги, в момент касания строп отталкивается от них и уходит в противоположную сторону путем натяжения свободных концов. Обязательно нужно крикнуть второму парашютисту, чтобы он уходил в другую сторону.

ВЛЕТАЕТЕ В КУПОЛ

При прохождении одного парашюта над другим, нижний купол забирает воздух у верхнего и происходит «приземление на купол». Обязательно голосом дайте знать нижнему парашютисту: «Сажусь на купол, ухожу вперед (назад и т.п.)!», потому что нижний вас не видит. Пытаемся уйти при помощи свободных концов. В момент касания купола важно не провалиться внутрь. Перебирая по нему ногами, сбегаем с купола. Нижний парашютист, услышав «Сажусь на купол!», может попробовать глубокое скольжение. Для этого нужно дотянуться до стропы и втянуть ее вниз (3-4 перехвата). Купол сложится и, вращаясь, начнет быстро терять высоту. Затем плавно отпускаем стропу и продолжаем нормальное снижение.

ПРИЗЕМЛЕНИЕ НА ЛЕС ИЛИ НА ПРОВОДА

От любого препятствия старайтесь уйти заранее путем натяжения свободных концов. Если уйти не удалось и происходит приземление на лес, ноги держим вместе, руками закрываем лицо (венами внутрь), ногами пробиваем крону деревьев, ветки, сучья. Если вы зависли на дереве, подождите, пока за вами прибегут. При приземлении на провода важно не задеть сразу два провода. Вытягиваетесь в струнку, ноги вместе и проходите между проводами.

ПОЛНЫЙ ОТКАЗ

При полном отказе парашют не раскрылся вообще, либо раскрылась только стабилизация. Это может произойти, если выпускающий не пристегнул вас в самолете, либо вы при отделении захватили стабилизацию рукой или ногой. При полном отказе вы камнем падаете вниз, возможно в беспорядочном падении и времени у вас очень мало (10-15 секунд до того, как сработает прибор на запаске). Итак, если вы дернули кольцо, подождали положенные две секунды и не почувствовали встряхивания, левую руку отведите жестко в сторону, чтобы стабилизировать падение, взглядом найдите кольцо запаски, проворотом выдернете его из кармана на ранце, резко дернете его вперед (как будто бьете кого-то в живот) и спрячьте за спину. Парашют откроется мгновенно. Кольцо запаски дергать со всей силы.

ЧАСТИЧЫЙ ОТКАЗ

Если вы дернули кольцо, почувствовали встряхивание, подняли голову и увидели порыв купола, обрыв нескольких строп или перехлест купола стропой – это частичный отказ. При частичном отказе скорость снижения практически такая же, что и под нормальным куполом, но возможно вращение. Обязательно нужно открыть запасной парашют. Запаске наполниться будет труднее, так как нет этого сильного потока воздуха, как при полном отказе, зато у вас гораздо больше времени (около минуты до того, как запаска откроется по прибору). В первую очередь нужно снять кольцо с руки и выбросить. Ноги держим вместе и убираем под себя. Левой рукой обхватить запаску, правой выдернуть кольцо и тоже выбросить. Ранец запаски откроется, но вы держите купол рукой. Берете купол двумя руками, определяете, куда вас вращает, и бросаете купол вверх в сторону вращения, стропам помогаем выйти из ранца. Запаска опускается и наполняется. В случае если запаска упала вниз и не наполнилась, аккуратно собираем ее на колени (ноги вместе), и снова бросаем. Снижаемся на двух куполах.
Уясните разницу между полным и частичным отказами. При ПОЛНОМ отказе времени мало, кольцо с руки снимать не надо, левую руку в сторону, правой выдергиваем кольцо и прячем руку с кольцом в сторону. При ЧАСТИЧНОМ отказе снимаем и выбрасываем кольцо с руки, левую руку отводить в сторону не нужно, напротив, вы придерживаете ей ранец запаски.
В заключении хочу напомнить, что парашют Д-6 сверхнадежен, на нашем аэродроме с этим парашютом было совершено около трех тысяч прыжков, и не было ни одного случая отказа. Неприятности, которые могут вас подстерегать, это потеря кольца (штраф 500р.), роспуск запаски (если вы забыли ее расчековать – штраф 200р.), и травмы при приземлении (НОГИ ВМЕСТЕ!). При серьезной подготовке к прыжку и соблюдении всех правил, вас ждет благополучное приземление и незабываемые впечатления. Прыжок с парашютом – это счастье в чистом виде.

Упральский парашютный центр

Аэродром "Устиново"

Телефон: +7-902-617-2752

Как добраться?

Расстояние от ближайших городов:
Челябинск - 100 км
Екатеринбург - 250 км
Уфа - 300 км

Курган - 380 км
Миасс - 15 км

Наши координаты:
54.8718222 E
59.94582 W