Самостоятельный прыжок или прыжок в тандеме. Что выбрать?

Очень часто люди, впервые решившие прыгнуть с парашютом, задаются вопросом как совершить свой первый прыжок с парашютом - самостоятельно или в тандеме.
Долгие годы наш аэродром предоставлял возможность самостоятельного прыжка с парашютом Д-6, создавая для этого самые лучшие условия: высота 1000 метров (это больше, чем "обычные" 800), самая большая в Челябинской области площадка приземления, инструктажи в малых группах.
Однако, было принято решение отказаться от прыжков с парашютом Д-6, давайте разберёмся в причинах.
1. Техника
Самостоятельные прыжки проводятся с парашютом Д-6. Это - один из самых надёжных парашютов. Вероятность отказа минимальна, и, именно этот фактор, даёт возможность совершить первый прыжок самостоятельно.
Однако, к сожалению, последние парашюты Д-6 в наших аэроклубах появились в начале 90-х годов. Завод-производитель отмерил парашюту Д-6 12 лет жизни или 80 применений. При этом, дав возможность аэродромам самостоятельно продлевать "срок жизни" парашюта по своему усмотрению. Чем 100% аэродромов и пользуются.
Но время берёт своё: старая залатанная техника, возраст которой превышает 20 лет, уже не обеспечивает должной безотказности, а закупка новых круглых парашютов, например, П1-У, поднимет стоимость прыжка до стоимости тандема.
2. Подготовка
Д-6 - это прежде всего армейский десантный парашют, оружие десанта. Прыжок парашютом - это не аттракцион, он требует серьёзной подготовки. В армии к первому прыжку готовят не меньше недели. Например, чтобы парашютист не сломал ноги, он должен держать их вместе. Так вот, там засовывают десантникам щепку между коленок и заставляют прыгать с вышки. Выпала щепка - к прыжку не готов.
Современный парашютист не хочет готовиться к прыжку неделю, да ещё оплачивать эту подготовку. Поэтому все аэродромы сократили подготовку к самостоятельному прыжку с парашютом Д-6 до 3-4 часов (а кто-то и меньше).
А ведь парашютист должен быть готов к самым разным неожиданностям, которые могут возникнуть в прыжке: приземление на лес, на препятствия (например, на ЛЭП), протаскивание за куполом уже после приземления, открытие запаски параллельно с основным куполом. И эти ситуации возникают на аэродромах каждый день. Кого-то снимают с дерева, кто-то забывает деактивировать запаску и она открывается так, что стропы проходят у незадачливого парашютиста между ног. Я даже не говорю про более серьёзные, но, к счастью, крайне редкие случаи, когда парашют "не открылся" или перехлёстнут стропой.
Поэтому, царапины после прыжка с Д-6 не редкость, а скорее правило.
3. Погодные условия
Прыгнуть с Д-6 можно только при слабом ветре, меньше 6 метров в секунду зимой и 5 м/с летом. Если ветер сильнее - прыжки отменяют.
Именно поэтому, многим приходится возвращаться домой так и не прыгнув.
Кроме того, следует учитывать, что при скорости ветра больше 3 м/с почти наверняка будет "протаскивание" (после приземления купол, как парус, наполняет ветром, и вы мчитесь, волочась по земле, за ним). Чтобы остановить протаскивание, нужно намотать натянутые стропы на руку, что требует физической силы.
Большинство травм при прыжке с парашютом Д-6 происходит уже после приземления!
4. Удовольствие
Вспоминаю свой первый прыжок с Д-6. Самолёт набрал 1000 метров, страшно, аж коленки дрожат. Страх усиливает грохот самолёта Ан-2 такой, что аж уши в шлеме закладывает. Дверь открывается. Подходит выпускающий, на ватных ногах подводит меня к двери. Гудок. Команда: "Пошёл!". Я выпрыгиваю, нет, скорее вываливаюсь, попутно зацепившесь обо что-то берцем. Делаю кувырок, не понимаю, что происходит, где верх, где низ, параллельно пытаюсь вести счёт. На третью, как мне тогда показалось, секунду дёргаю кольцо, словно проваливаюсь вниз и повисаю под куполом. Инструктаж остался где-то внизу. Вспоминаю только про "встать против ветра". Пытаюсь сесть поудобнее в подвесной, уже земля, вернее снежное поле. Проваливаюсь в снег. Потом ещё метров 200 тянет за куполом. Наконец, смог встать на ноги, осмотреться. Аэродрома нет и на горизонте. С трудом по ориентирам нахожу дорогу и, пройдя около километра по глубокому снегу с 25 кг сумкой за плечами, возвращаюсь на старт. Да, в этом есть какое-то особое, экстремальное, удовольствие.
Тандем проходит куда проще. На высоте в 4000 метров инструктор подводит новоиспечённого парашютиста к обрезу и под совместный кивок они отделаются от самолёта. Мягкий, как перина, воздух принимает нас, времени достаточно, чтобы осмотреться. Минута свободного падения, за которую успеваешь покрутиться и попозировать на камеру. Рядом - летающий оператор. Зрелище - невероятное. Люди летают! И вот, инструктор предупреждает, что можно открывать парашют, сам тянешься к ручке открытия, тянешь. Выходят стропы, и вот, уже висишь под куполом. Купол красивый - крыло. Инструктор передаёт управление - можно выделывать какие угодно трюки: крутиться как на карусели, нырять вниз и даже ненадолго "взлетать".

Именно по этим причинам, мы теперь предлагаем только прыжки в тандеме. Для нас главное - Ваша безопасность!
 Самостоятельный прыжокПрыжок в тандеме
Тип парашюта
Д-6
Круглый десантный неуправляемый парашют производства СССР
Stealth Tandem
Современный двухместный управляемый парашют-крыло
Площадь парашюта82 кв. метра38 кв. метров
Высота прыжка800 метров4000 метров
ОтделениеСамостоятельно по команде (если парашютист замешкался - его подталкивают, самолёт летит 140 км/ч, если кто-то замешкался - самолёт идёт на второй круг или парашютисты приземляются вне площадки, например, на лес)Вместе с тандем-инструктором, который визуально осматривает площадку приземления и только после этого отделяется
Время свободного падения3 секунды60 секунд
Скорость падениядо 130 км/ч170-200 км/ч
Полет под куполомМожно разворачиваться вокруг свой оси, перемещаться в стороны со скоростью до 1 м/с для ухода от препятствийСкорость вперед до 10 м/с, развороты, спирали, полет против ветра
Время полета под куполом3 минутыот 2 до 5 минут, в зависимости от желания пассажира
ПриземлениеАналогично прыжку с высоты 1,5 метраОчень мягкое на ноги тандем-инструктора, перед посадкой выполняется торможение ("подушка") - парашют как бы зависает в воздухе
Место приземленияВдалеке от старта, иногда вне площадки (на лес, на воду)Рядом со стартом
Инструктаж3-4 часа с отработкой всех элементов прыжка на тренажерах15 минут перед прыжком
БезопасностьПри выполнении указаний, полученных на инструктаже, прыжок безопасенОбеспечивает тандем-инструктор
Ограничение по погодеВетер не более 6 м/с. Очень желательно ниже 4 м/с.До 12 м/с.
Форма одеждыОдежда должна закрывать все открытые участки тела, желательна обувь с поддержкой голеностопа ("Берцы")Любая по погоде
Возможность фото и видео-съемкиНетДа

Упральский парашютный центр

Аэродром "Устиново"

Телефон: +7-902-617-2752

Как добраться?

Расстояние от ближайших городов:
Челябинск - 100 км
Екатеринбург - 250 км
Уфа - 300 км

Курган - 380 км
Миасс - 15 км

Наши координаты:
54.8718222 E
59.94582 W